Звезды российского балета

Считается, что российский балет зародился во второй половине XVII столетия. Уже при Петре I танцы стали обязательной частью воспитания молодых дворян. Огромное влияние на его развитие в последующие эпохи оказали австрийские и французские специалисты, привлекавшие к обучению детей из простых семей. Уже к середине XIX века балет стал доминирующим жанром сценического искусства в России. После трех веков развития он достиг таких высот, что стал одной из визитных карточек страны, породив целый сонм ярких звезд, получивших признание по всему миру.

Источник фотографии: https://www.culture.ru/

Павлова Анна Павловна

12 февраля 1881 родилась одна из величайших балерин прошедшего века, на протяжении 7 лет бывшая примой Мариинского театра, а затем гастролировала по всему миру. Она танцевала партии в таких произведениях, как «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Раймонда», «Египетские ночи», «Жизель» и многих других. Мировая известность пришла к ней в 1909 году, после ее участия в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Она посетила с гастролями более 40 стран и ни разу не пропускала спектакли, вплоть до рокового января 1931 года, когда внезапная простуда лишила мир неутомимой звезды, прославлявшей отечественную балетную школу.

Карсавина Тамара Платоновна

Балерина родилась 9 марта 1885 года. После поступления на службу в Мариинский театр она быстро стала примой и исполняла ведущие партии в классических постановках «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Карнавал» и других. Тем не менее, Карсавина долгое время находилась в тени Анны Павловой. Свою гастрольную деятельность она начала в 1906 году, с поездок по России, но также выступала в Чехии, Италии, Британии и Бельгии. С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева она присоединилась к его «Русским сезонам». В 1918 балерина навсегда покинула Россию. В эмиграции она продолжала гастролировать, а также занялась преподавательской деятельностью и снялась в ряде немых кинофильмов.

Уланова Галина Сергеевна

Одной из первых звезд советской школы была Галина Уланова. Она родилась 8 января 1910 года, а через 18 лет окончила Ленинградское хореографическое училище и поступила в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Ее первой работой стала партия в «Лебедином озере». В 1941 году она впервые удостоилась Сталинской премии, которую получала еще 3 раза. За год до окончания Великой Отечественной войны она переезжает в Москву и становится солисткой Большого театра. Еще через 6 лет Уланова получила звание народной артистки СССР. Мировое признание пришло к ней в 1956 году, когда Большой театр впервые выехал на гастроли в Лондон. Еще при жизни ей были воздвигнуты памятники (в Ленинграде и Стокгольме).

Жданов Юрий Тимофеевич

Не только женщины украшали собой сцену. Одним из величайших представителей отечественной школы балета по праву является Юрий Жданов. Он окончил Московское хореографическое училище в 1944 году и сразу влился в коллектив Большого театра, став центральной фигурой в таких постановках, как «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Красный мак», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Пламя Парижа», «Вальпургиева ночь» и многих других. С 1951 по 1960 год выступал с Галиной Улановой. Они гастролировали по городам СССР в 1952 году, через 2 года – в Париже и Берлине, в 1956 году – в Лондоне. На 1959 год пришлось турне по городам США и Канады. Он успел выступить более чем в 30 странах. Но не только в балете Жданов раскрыл свой талант. Юрий Тимофеевич проявил себя как художник, киноактер и успешный преподаватель.

Нуреев Рудольф Хаметович

Настоящая легенда мирового балета и один из самых знаменитых «невозвращенцев» СССР. Он стал солистом Ленинградского театра оперы и балета в 20-летнем возрасте благодаря врожденному артистизму, кипящему таланту и неповторимой харизме. Он начинает с главных партий в таких постановках, как «Лоуренсия» с Аллой Сизовой, «Гаянэ» с Нинель Кургапкиной, на смену которым пришли классические «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и многие другие. Мировая известность приходит к нему после Всемирного фестиваля молодежи, проходившего в Австрии. Он гастролировал в Болгарии, Германии, Египте и Франции. Именно в Париже в 1961 году Нуреев попросил политического убежища. Его карьера продолжала развиваться, а к балету добавились дирижерские работы, съемки в кино и наставническая деятельность. В 1983 году у него был выявлен ВИЧ, а через 10 лет великий танцор скончался.

Максимова Екатерина Сергеевна

Одна из ярчайших звезд Московской сцены свою первую партию отыграла в балете «Щелкунчик» в семилетнем возрасте. После окончания училища Екатерина почти сразу стала солировать в Большом театре. С 1958 по 1988 год она оставалась ведущей артисткой балета Москвы. Великолепные технические навыки, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой год за годом выигрывать жесточайшую конкуренцию. Среди ее работ – «Жизель», «Дон Кихот», «Золушка», «Щелкунчик», «Спартак» и многие другие. Ее даже не смогла сломить травма позвоночника, полученная на одной из репетиций. Вместе с ее мужем Владимиром Васильевым они создали неповторимый дуэт, блиставший на сценах всего мира и воспеваемый в кинофильмах.

Плисецкая Майя Михайловна

Балерина, имя которой стало олицетворять отечественную школу балета для многих людей по всему миру. Она оказалась на сцене благодаря удочерившей ее тете, Суламифи Мессерер – солистки Большого театра. Майя окончила Московское хореографическое училище в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, и стала членом труппы Большого театра. Стала примой в 1960 году после завершения сценической карьеры Галины Улановой. Она танцевала в таких произведениях, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Каменный цветок», «Легенда о любви» и многих других. Играла в кино, работала хореографом, кубинский балетмейстер Альберто Алонсо именно для нее создал балет «Кармен-сюита». Его примеру затем последовали многие другие специалисты. С 80-х годов активно работала за рубежом.

Российская школа балета дала миру множество выдающихся талантов, несмотря на тяжелые условия мировых войн и революций. Их слава не угасает и сегодня, а имена навечно вписаны в историю мирового искусства.

Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.
г. Москва, Театральная пл., д. 1